Ташкент озабочен делами шиитов |
№: 45 (1070) |
29.11.2013 14:07 |
Узбекистан обвинил иранских дипломатов в нарушении Венской конвенции Нигора Юлдашева, Ташкент Решением уголовного суда руководитель Самаркандского областного отдела общества дружбы «Узбекистан - Иран» Равшан Гулямов приговорен к пяти годам лишения свободы за незаконную миссионерскую деятельность. В специальной передаче государственного телеканала «Узбекистан», продемонстрированной на минувшей неделе, подчеркивалось, что Гулямов получал в посольстве Ирана в Ташкенте религиозную литературу шиитского направления и бесплатно распространял ее на территории Самаркандской и Джизакской области, в результате чего число последователей шиизма в этом регионе за последние несколько лет увеличилось в шесть раз.
При задержании Гулямова и его последователей были изъяты 464 книги, 1600 журналов, 457 листовок, 100 дисков и 3 ноутбука с миссионерскими материалами. По заключению экспертов Комитета по делам религий Республики Узбекистан, изъятая литература не просто противоречит суннитскому направлению ислама, которое исповедует более девяноста процентов населения страны, но и содержит в себе оскорбления по отношению к верующим, исповедующим суннизм. Согласно комментариям властей, опубликованным в понедельник большинством официальных СМИ Ташкента, «действия иранских дипломатов, пытающихся бесплатно распространять на территории Узбекистана незаконную религиозную литературу, идут вразрез требованиям «Венской конвенции о дипломатических сношениях» 1961 года». В статье 41 этой конвенции ООН говорится, что лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, обязаны уважать законы и постановления государства пребывания, и не вмешиваться во внутренние дела этого государства, - подчеркивается в официальном сообщении, распространенном информагентством 12.uz. Неправительственные издания при этом заметили, что МИД Узбекистана не предпринял никаких официальных демаршей в адрес посольства Ирана, вероятно считая, что само уголовное наказание миссионера Гулямова - гражданина Узбекистана и показательная реакция государственной прессы может быть вполне достаточным предостерегающим знаком. Как уже отмечала «ДН», Конституция Узбекистана гарантирует каждому гражданину право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, а также провозглашает принцип отделения религии от государства. Однако принятый в 1998 году Закон о религии разрешает на территории страны деятельность только тех религиозных объединений и групп, которые получат официальную регистрацию с разрешения Комитета по делам религий при кабинете министров. Нарушители положений о религиозной пропаганде, ввозе и распространении религиозной литературы и ведении частного религиозного образования подлежат серьезному наказанию по различным статьям Уголовного кодекса. На данный момент времени в Узбекистане зарегистрировано 2225 религиозных объединений. Из них 2051 - мусульманские. Зарегистрированные религиозные меньшинства включают 52 различных объединения корейских христиан, 38 - Русской православной церкви, 23 - баптистов, 21 - пятидесятников, 10 - адвентистов седьмого дня, 8 - еврейских объединений, 5 - католических, 6 - Бахаи, 2 - лютеранских, 4 - ново-апостольских, 2 - армяно-григорианских и по одному - Свидетелей Иеговы, Сознания Кришны, храм Будды, церкви «Голос Бога» и межконфессионального Библейского общества. По данным официальной статистики на 2012 год, 93% населения Узбекистана исповедуют суннитский ислам, в основном ханафитского мазхаба, за исключением 1% шиитов-инсашаритов, большая часть которых проживает на территории Бухарской и Самаркандской области, хотя есть небольшие общины шиитов и в других регионах страны. Большинство шиитов в Узбекистане - этнические азербайджанцы или среднеазиатские иранцы - эрони. Три века назад, в 1740 году, пользуясь местными распрями между наследниками Амира Темура и кочевниками Шейбанидами, шах Ирана Надир из династии Сефевидов временно оккупировал Бухару, Самарканд и Хиву, приведя с собой свою шиитскую гвардию - «кызылбашей», осевшие потомки которых составили первоначальное ядро эрони. Впоследствии к ним присоединялись пленники и рабы, захваченные туркменскими племенами во время набегов на Иран и проданные на невольничьих рынках Самарканда и Бухары. В XIX веке, после присоединения к Российской империи, в Бухарском и Хивинском ханствах было отменено рабство, но не многие иранцы вернулись на родину, поскольку успели крепко интегрироваться в местное общество. Во времена СССР, когда господствовал государственный атеизм и антирелигиозная пропаганда, конфессиональная идентичность жителей Узбекистана размывалась, что способствовало заключению смешанных браков между шиитами и суннитами. Тем не менее, локальные общины эрони сохранили этническую самобытность, собственную субкультуру и традиционный уклад жизни, включая религию шиизм инсашаритского толка, последователи которого особенно почитают двенадцатого имама Абуль-Касима Мухаммада ибн аль-Хасана аль-Махди, чьего возвращения в качестве Мессии - справедливого судьи и земного правителя всех праведных мусульман, они ожидают перед концом времен. В Бухаре община шиитов локализована вокруг мазара святого Ишана Имло, которого некоторые исследователи шежире считают родным братом имама Мухаммада аль-Махди. В Самарканде общины эрони проживают локально по берегам канала Даргом, где с давних пор образовались иранские махалли (поселения) Панжоб, Ходжа-Сахат, Хаймар, Мингтут, Сайит, Богишамол, Куллар боги, Дам-арык и другие. Здесь также существуют места почитания и шиитские мечети, прихожанами которых являются и этнические азербайджанцы. Культовые места - авлие шиизма известны в Хорезмской, Джизакской, Кашкадарьинской, Ташкентской и Наманганской областях. Общее число последователей шиизма в Узбекистане официально не оглашается, но примерно оценивается как «несколько сотен тысяч». По материалам «Викиликс», в 2007- |