Доступ в Архив



Для просмотра архивного материала необходимо зарегистрироваться
Сейчас 79 гостей онлайн

Счетчик просмотров


mod_vvisit_counterСегодня433
mod_vvisit_counterВчера1645
mod_vvisit_counterНа этой НЕДЕЛЕ8748
mod_vvisit_counterВсего5060008

Отправится ли индийский слон в «шелковый путь»?
№: 30 (1159)   
18.08.2015 12:25

Дели вообще­-то интересуется Центральной Азией, но пока не знает, как протиснуться туда между Китаем и Россией

Юрий Сигов, Вашингтон

2Как только разговор заходит о Центральной Азии, то сразу же звучат ссылки по поводу какой-то якобы «игры» или «сражении на взаимное выдавливание» между Россией и всеми посторонними «внешними силами» - будь то Китай, Соединенные Штаты или тот же Евросоюз. То, что столь большая территория, да еще напичканная несметными природными богатствами просто не может не вызывать повышенного интереса извне, вроде как изначально понятно. Но как найти и для себя здесь «подобающее место», и с другими не перессориться -далеко не у всех «больших и влиятельных» это получается.

Теперь же после недавнего визита по всем странам «центральноазиатской пятерки» премьер-министра Индии Моди «вдруг» вспомнили об этой стране и ее якобы «вполне законных интересах» в этом регионе. То, что в Центральной Азии активно действуют Россия и Китай в силу чисто географической близости, выглядит вполне оправданным. В принципе, и Индия-то отсюда совсем даже недалеко (из Душанбе,  к примеру, до Дели лететь чуть больше двух часов через Памир и Гималаи). Но о каких-то особых интересах Индии и ее политики с экономикой в регионе никто особо не слышал.

 

Да, сразу после распада СССР индийские коммерсанты пытались закрепиться прежде всего в Таджикистане и Узбекистане. Но в одной республике практически сразу же началась братоубийственная гражданская война, а в другой индусов быстренько прижали к ногтю местные власти, и вести там какой-то вменяемый бизнес для индийских торговцев стало нереально.

И вот вроде как теперь ситуация может в корне поменяться. Индийский премьер засвидетельствовал свое личное почтение каждому из центральноазиатских лидеров, много чего пообещал насчет разного рода инвестиций и торговли. И даже намекнул, что потенциально Индия может присоединиться именно на территории региона к популярной нынче китайской затее с «Шелковым путем» из Азии в Европу.

Дели ни с кем не собирается в Центральной Азии соперничать. На это у него нет ни желания, ни особого смысла

Если оценить внешнеполитические интересы Индии после прихода к власти премьер-министра Моди, то политика Дели стала намного более активной и разносторонней, нежели у его предшественников. Но при этом не стоит так уж выпячивать особую важность для индийских начальников именно региона Центральной Азии. Во многом гражданин Моди попал в столицы пяти центральноазиатских государств по причине близости расположения к ним российской Уфы, где проводились саммиты БРИКС и ШОС. Но уже тот факт, что не вернулся сразу же Моди после этих саммитов домой, а уделил своим партнерам-коллегам некое внимание, уже заслуживает быть отмеченным.

И все же: насколько серьезно можно рассматривать позиции Индии в регионе? И насколько именно «индийская карта» могла бы помочь странам Центральной Азии попытаться диверсифицировать свои связи с влиятельными державами, которые фактически полностью контролируют как экономическую, так и политическую повестку дня в этих краях?

Прежде всего стоит упомянуть о том, что, согласно основным постулатам концепции внешней политики Индии, она ни с кем и нигде не собирается соперничать и непременно вытеснять или выдавливать конкурентов из того или иного региона. Да, Дели заинтересован в укреплении своих позиций. Но не за счет того, чтобы делать разного рода гадости другим. И уж тем более ввязываться в какие-то «местничковые разборки» в той же Центральной Азии, где достаточно крепки и влиятельны позиции как России, так и КНР.

Очень большим заблуждением является и посыл насчет того, что Индия в Центральной Азии так уже интересует сами страны региона. А Россия и Китай якобы на почве прежде всего экономического соперничества постараются якобы не пустить сюда индусов для завязки каких-то серьезных и долгоиграющих проектов.

Безусловно, Индия довольно осторожно относится к Китаю и в чем-то с ним конкурирует как одна из двух ведущих азиатских держав, да еще имеющая с соседом нерешенный пограничный спор. Но параллельно с этим Индия видит для себя в Центральной Азии незанятые ниши, в которых при взаимной выгоде с правительствами стран региона она могла бы и собственные позиции укреплять, и своему бизнесу давать возможности неплохо зарабатывать.

У Индии насчет Центральной Азии есть свое, отличное от китайского видение, которое не только завязано на транзитном географическом положении между так называемыми «севером» и «югом»(хотя понятия подобные крайне относительны), но и широкими возможностями для развития двухстороннего сотрудничества с каждой отдельно взятой страной региона. При этом для каждой страны Центральной Азии Индия определила для себя ключевые направления, по которым и будет вестись вполне конкретный диалог и налаживаться торгово-экономическое взаимодействие.

Так, Казахстан и Узбекистан выгодны для Индии поставками урана. Туркменистан принципиален для прокладки газопровода (если до осуществления проекта газопровода ТАПИ через территории Афганистана и Пакистана вообще когда нибудь дело дойдет), в Кыргызстане и Таджикистане индийский бизнес видит для себя хорошие шансы на осуществление работ по проектам в добыче полезных ископаемых и расширения взаимной торговли. Плюс с Таджикистаном теоретически может «срастись» что-то и в плане расширения сотрудничества в области обороны.

При этом, замечу, совершенно нелепо рассуждать на тему какой-то якобы «альтернативности» Индии отдельно взятым странам Центральной Азии, да и всему региону в целом на фоне имеющихся здесь позиций России и КНР. Для этих государств Индия здесь не только никакой не конкурент, но никто из центральноазиатских правителей не намерен разыгрывать «индийский гамбит» в пику двум гигантам-соседям, с которыми уже налажен вполне цивилизованный  вариант взаимоотношений.

К тому же сама Индия через Центральную Азию вполне может активно «зайти» в те структуры, в которых на сегодняшний день и Россия, и Китай играют ключевые роли. Речь идет и о такой весьма малодейственной, но постоянно подающей себя в качестве «юноши с повышенным самомнением» организации, как ШОС. Есть варианты подписания в ближайшем будущем Индией соглашений о свободной торговле и с Евразийским союзом (но не вступления туда). Да и в целом Дели мог бы поплотнее подключиться ко всем евразийским проектам взаимодействия, в которых участвуют наряду с Россией и Китаем все страны Центральной Азии.

Зачем Индии все-таки понадобилась Центральная Азия?

По большому счету, для Индии весь регион Центральной Азии - некая периферийная зона, в которой желательно иметь хорошие торгово-экономические связи и в то же время на всякий «пожарный» поддерживать стабильные позиции на случай какого-то непредвиденного обострения отношений с вечным соседом и потенциальным противником Пакистаном.

Между тем, что показательно, Индия и Пакистан - наиболее вероятные клиенты «напару» войти в ШОС к лету будущего года. Что, с одной стороны, вроде должно как-то сбалансировать расширение этой организации, а с другой - дать возможность Дели в рамках этой структуры поактивнее засвидетельствовать свое «стратегическое почтение» в Центральной Азии.

Пока же Индия намерена главным образом на двусторонней основе углублять сотрудничество с каждой взятой по отдельности страной региона. И в то же время подключаться к основным стратегическим проектам, которые в Центральной Азии намечаются. К ним относятся, кстати, не только членство в ШОС, но и Евразийском союзе, а также присоединение к китайской затее с Шелковым путем (сухопутным). Что примечательно, Индия не видит в этом именно сухопутном варианте ничего для себя опасного, а напротив - намерена использовать его осуществление для собственных как политических, так и торгово-экономических выгод.

Между тем к идее морского Шелкового пути Дели настроен довольно осторожно, поскольку тем самым Китай уже будет расширять свое присутствие непосредственно вдоль морских границ Индии. А это уже с конфликтным потенциалом, зарожденным в Гималаях на недемаркированной границе между двумя странами, несет существенный «заряд напряжения». Тем более что  у Китая, что у Индии- свое видение будущего и всего мира, и конкретно Азиатского региона. Для Китая же Индия в Центральной Азии - никакой не соперник, а скорее - еще один совсем даже не «лишний» игрок, который по-любому в ключевые отрасли государств региона влезть серьезно не сможет, потому что для Дели это совсем даже не приоритетно.

И, наконец, присутствие (а точнее - его расширение) для Индии в Центральной Азии важно потому, что претендующая на более внушительные позиции в Азии страна просто обязана быть «более видимой» и активной как минимум по периметру своих государственных границ.  А с учетом того, что страны Центральной Азии сами готовы расширять сотрудничество с Индией как крупной региональной державой, у Дели здесь на самом деле имеются неплохие перспективы на будущее. Но только в том случае, если интерес правительства Моди к этому региону окажется не сиюминутным, а стратегически-долгосрочным.

Для Центральной Азии Индия- еще один солидный «присутствующий» в регионе. Пусть пока обживается, а дальше видно будет

Столь оперативно вспыхнувший интерес Индии к Центральной Азии, в принципе, может принести пользу всем без исключения странам региона. Каждая из них намерена получить от Дели какие-то конкретные «коврижки», плюс для каждой из них присутствие Индии неизбежно (и в позитивном направлении) балансирует хотя бы частично доминирующие позиции здесь как Китая, так и России.

При этом если развитие отношений стран региона с США и Европейским союзом у Пекина и Москвы имеет почти всегда серьезную политическую подоплеку, то индусы своим расширением сотрудничества с Центральной Азией никому дорогу не переходят и портить отношений ни с кем не намерены. Плюс Дели состоит в БРИКС с Россией и Китаем, и никаких даже минимальных опасений со стороны этих двух стран своей деятельностью в Центральной Азии вызвать не может.

Что касается Казахстана, то как самое большое по территории государство региона ему выгоднее всего затаскивать к себе индийские инвестиции, а также налаживать поставки туда сырья, в том числе - стратегического (урана для индийских АЭС). Можно Астане использовать Дели и как ведущего политического тяжеловеса в проталкивании целого ряда политических инициатив казахстанского руководства, особенно в том, что касается вопросов безопасности в Азии, а также контроля над ядерным оружием.

Узбекистан с индийской стороны вроде бы очень привлекателен для инвестиций и торговли, но там до сих пор нет соответствующих условий для нормальной работы индийских бизнесменов. К тому же попытки Дели вложиться в ряд проектов на узбекской территории не принесли желаемых результатов по причине весьма специфической системы вывоза прибыли из Узбекистана для иностранных инвесторов. Плюс жесткого контроля со стороны местных властей, не позволяющего индийцам там развернуться в полный рост, как они привыкли это делать в тех же Таджикистане или Кыргызстане.

Насчет Таджикистана имеется еще вариант с арендой военного аэродрома Айни неподалеку от Душанбе, который когда-то принадлежал Советской Армии, потом был индийцами реконструирован (потратили индусы на него по разным оценкам от 50 до 70 млн. долларов), но до сих пор никому (не только Индии) таджикскими властями так и не был отдан под управление.

Душанбе пытался одно время, правда, «уступить за арендные деньги» аэродром России, но Москва платить отказалась, поскольку итак обеспечивает безопасность  страны своим военным присутствием плюс полностью вооружает местную армию. Для Индии, в принципе, сам объект никакой особой военной ценности не представляет (не стоит, думаю, комментировать полный абсурд насчет якобы желания Индии с таджикской территории взять в какие-то мифические «клещи» Пакистан). Но деньги в него были вложены немалые, и если уж присутствовать в регионе по-серьезному, то почему бы и не застолбить здесь за собой столь приятный во всех отношениях объект?

Сохраняется в Дели интерес и к проекту газопровода ТАПИ, по которому Туркменистан мог бы поставлять «голубое топливо» через Афганистан и Пакистан  на индийскую территорию. Но тут вот какое дело. Туркменистан слишком много в каких «региональных газовых играх» состоит, но почти все они реально от самого Ашхабада не зависят. Решать будут в них другие важные люди, находящиеся за тридевять земель от Туркменистана, и поэтому Индия лишь регулярно обозначает свое желание получить в перспективе туркменский газ через горы и расстояния. Но вот как это сделать на практике, пока остается предметом мечтаний и мало что значащих обсуждений.

 В целом же для Индии расширение присутствия в Центральной Азии - одно из нескольких направлений работы по периметру границ, где Дели не собирается меряться глобальными амбициями с КНР и прокладывать по центральноазиатской территории разного рода «пути-дороги». Вместе с тем рост влияния одной из ведущих азиатских держав просто требует от индийского руководства более весомой и влиятельной игры на международных полях, включая и центральноазиатское. А самим государствам этого региона от подобного  присутствия Дели будет только выгода. Просто к ней надо правильно и грамотно «подсоединиться», и по-серьезному привлечь сюда и индийский крупный бизнес, и солидные индийские капиталы.    

 

You have no rights to post comments

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:

  • BACK_TOP