Доступ в Архив



Для просмотра архивного материала необходимо зарегистрироваться
Сейчас 107 гостей онлайн

Счетчик просмотров


mod_vvisit_counterСегодня1070
mod_vvisit_counterВчера1535
mod_vvisit_counterНа этой НЕДЕЛЕ8120
mod_vvisit_counterВсего4636057

Проповедникам прижали языки
№: 31(1296)   
07.09.2018 11:03

В Узбекистане задержали одиннадцать религиозных блогеров и приструнили имамов.

Нигора Юлдашева, Ташкент

Пока шла череда всенародных праздников - сначала Курбан хаит, затем День независимости, силовые структуры Узбекистана, как выясняется, занимались не только обеспечением безопасности общественных мероприятий, но и зачищали информационное пространство от излишне активных, по их разумению, религиозных проповедников.

 

По сообщениям Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана» (ИГНПУ), в последние дни августа и в первой декаде сентября в разных регионах страны были подвергнуты задержанию, административным арестам и другим видам воздействия как минимум одиннадцать наиболее активных блогеров, писавших на религиозные темы. Некоторые из них, как утверждает ИГНПУ, сами являлись по вызову властей, после чего «пропадали». К другим полицейские и сотрудники Службы государственной безопасности (СГБ - ранее СНБ) приходили домой, проводили обыски без санкции суда, изымали компьютеры и телефоны, после чего увозили блогеров в отделения внутренних дел. На задержанных составляли протоколы по статье 34 Гражданского кодекса «Невыполнение законных требований сотрудников правоохранительных органов» и, получив санкцию суда, подвергали аресту на 10-15 суток, иногда с дополнительным наложением штрафов. Некоторым активистам силовики просто посоветовали «сидеть тихо и не встревать в дискуссии в Интернете». Подобным мерам воздействия в основном подверглись те, кто выступал с критикой недавнего решения правительства о введении в школах Узбекистана единой формы, исключающей возможность ношения школьницами религиозных платков - хиджабов, а также критиковавшие запрет на посещение мечетей для детей и подростков, до недавнего времени действовавший на всей территории страны.

Ташкентского религиозного блогера Миразиза Ахмедова, по данным неправительственного агентства Ferghananews, 2 сентября пригласили на беседу к участковому инспектору по профилактике правонарушений. Уходя из дома, Ахмедов написал на своей странице в Facebook: «Меня вызывают. Молитесь за меня». Друзья и родственники дежурили рядом с участком до полуночи, но еще вечером блогера вывели через черный ход и увезли в неизвестном направлении, не дав ничего сообщить о себе близким. Ахмедов регулярно высказывался в Facebook на религиозные темы. В частности, в ответ на постановление правительства Узбекистана № 666 о введении единой школьной формы он написал, обращаясь к своей дочери, что если ей запретят носить хиджаб в учебном заведении, он разрешает ей не ходить в школу. «После нескольких твоих вынужденных отгулов они сами придут за тобой». Но в итоге пришли за ним. Другой популярный ташкентский блогер Адхам Одилов, известный в Facebook под ником Musannif Adham и имеющий более 5 тысяч подписчиков, был задержан у себя дома. По информации ИГНПУ, к нему пришли около десятка сотрудников полиции и СГБ. Не предъявив служебных удостоверений и санкции на обыск, они изъяли компьютерную технику, а также телефоны у всех, кто при этом присутствовал. Олимова отвезли в отделение внутренних дел, а оттуда в суд, где приговорили за «неподчинение органам правопорядка» на 15 суток административного ареста и штраф 184,3 тысячи сумов ($25). Родственники Олимова при этом сказали ИГНПУ, что силовики требовали от них не предавать произошедшее публичной огласке.

«Эти повальные аресты приводят к откату от создания той относительной, пусть еще далеко не полной свободы, которая начала утверждаться в прессе и социальных сетях Узбекистана с приходом к власти Шавката Мирзиеева. Это откат и от курса на установление в стране верховенства закона. Поскольку задержания были произведены с грубейшими нарушениями процессуальных норм. Без предоставления задержанным доступа к адвокату», - сказал в комментарии Ferghananews социолог, ассоциированный научный сотрудник Школы восточных и африканских исследований (SOAS) в Лондоне Алишер Ильхамов.

«Я понимаю, что власти озабочены ростом религиозных настроений. Такие настроения нормальны в состоянии общества, в котором доминируют консервативные ценности. Эта смесь консерватизма и религиозности, как и другие сегменты общественного сознания, требует какого-то выхода в общественную сферу вплоть до критики властей. Арестованные блогеры и были одним из каналов выхода этих настроений. Если эту часть общества лишить возможности самовыражения, то создастся почва для религиозного радикализма. Те, кто обижен властями за выражение вполне безобидных взглядов, становятся более восприимчивыми для аргументов, звучащих из лагеря экстремистов. В дальнейшем ответственность за радикализацию этой части общества в Узбекистане будут нести те, кто сейчас развязывает репрессии. Часть сторонников арестованных блогеров сделает свои выводы из произошедшего. И мы не знаем, какие именно и на какой путь они встанут», - заключил Ильхамов.

Надо заметить, что внутри Узбекистана аудитория социальных сетей разделилась в оценке действий силовиков. Никто, разумеется, не одобрил несанкционированных судом обысков. Но многие граждане «по случаю» высказали наболевшие опасения ростом самодеятельной религиозной пропаганды на фоне либерализации общественной жизни в светском по Конституции государстве. Предельного накала общественные страсти достигли 5 сентября, когда «масла в огонь» неожиданно подлил... Цукерберг. С вечера 4 сентября в Узбекистане вдруг перестал напрямую работать Facebook. И прошли почти сутки, прежде чем стало понятно, что речь идет не о введении тотальной цензуры в национальном сегменте Интернета, а всего лишь об очередном сбое в работе глобальной сети, затронувшем, как выяснилось, также Японию и Австралию. За этот промежуток в сети пронеслось много горьких пророчеств, кстати, показывающих, насколько граждане страны до сих пор еще не уверены в необратимости социально-политических перемен. «Ну, все. Реформы закончились. Начался откат» «Из-за этих религиозников гражданское общество лишилось единственного действенного инструмента диалога с властями. Теперь все будет, как раньше. И даже хуже», - такие и подобные высказывания тиражировались в Telegram до тех пор, пока наиболее популярная в Узбекистане социальная сеть не возобновила устойчивую работу. Страсти утихли. Пока остается официально невыясненной судьба 7 из 11 задержанных, по данным ИГНПУ, блогеров. Зато становится ясно, что власти страны понемногу меняют политику в области религиозных свобод.

При Исламе Каримове религия в Узбекистане жестко контролировалась государством. С приходом к власти Шавката Мирзиеева ситуация заметно смягчилась. Духовное управление мусульман (ДУМУ) избавили от куратора из спецслужб. Мечетям снова разрешили транслировать призывы к молитве через усилители. Провели конкурс чтецов Корана. Было объявлено о снятии запрета на посещение мечетей несовершеннолетними. По решению президента Мирзиеева 18 тысяч человек исключили из «черного списка» религиозных деятелей, по мнению спецслужб, представлявших угрозу для государства. С февраля по июль 2018 года (пока шла реорганизация СНБ в СГБ) религиозная жизнь в стране оставалась почти без контроля властей. За это время некоторые ташкентские имамы «прославились» экстравагантными выходками. Один предал проклятию частный телеканал за трансляцию турецкого любовного сериала. Другой призывал ввести запрет на профессию врача-гинеколога для мужчин. Третий ратовал за возврат в законодательство страны смертной казни. У менее консервативной части общества даже появились опасения за светские Конституционные устои.

В июле произошли знаковые перестановки. Кадровый офицер СГБ Дильшод Хашимов был назначен заместителем председателя ДУМУ. А заместителем председателя Комитета по делам религий при Кабинете министров назначен подполковник Нуриймон Абулхасан, ранее работавший в системе МВД. В августе государственный телеканал «Узбекистан 24» показал документальный фильм «Хужрадаги зулмат» («Мрак в религиозной школе»), согласно которому за полгода в стране было выявлено 116 подпольных исламских учебных заведений - в четыре раза больше чем в 2017 году. В некоторых из них к ученикам применяли физическое насилие, однажды приведшее к гибели ребенка. По мнению авторов фильма, бурный рост подпольных медресе напрямую связан с религиозной амнистией. Так, в Ташкентской области было раскрыто подпольное медресе под руководством Мухаббат Рузиевой, ранее состоявшей на учете за связи с террористической организацией «Хизб-ут-Тахрир», но в 2017 году исключенной из «черных списков». В канун празднования Курбан-хаита ташкентские имамы сообщили Узбекской службе радио Свободы («Озодлик»), что ДУМУ вновь разослало имамам 2039 мечетей абсолютно идентичные тексты праздничных проповедей. Было также сообщено, что за последние два месяца Духовное управление мусульман Узбекистана отстранило несколько десятков имамов, «которые, не обладая достаточными знаниями, отвлекали прихожан, распространяя в своих проповедях неподтвержденную информацию». Примечательно, что многие собеседники радио отозвались об этих мерах с явным одобрением. «Я считаю эти меры правильными, потому что в течение последних пяти месяцев имамы давали волю своему языку и говорили всякую чушь во время проповедей», - заявил представитель ДУМУ в своем комментарии «Озодлик». А бывший диссидент, вернувшийся в Узбекистан в 2017 году из политической эмиграции, узбекский писатель Нурилло Отахонов неожиданно выступил за создание жесткой государственной системы, которая могла бы управлять религиозной деятельностью в стране. «Иначе прихожане одной мечети могут выйти с оружием в руках против прихожан другой мечети. Такое мы уже видели в 90-х годах», - сказал Отахонов.

Что уж говорить о мнении либеральной части гражданского общества, где даже представители титульной нации далеко не в восторге от стихийного роста религиозности. Но при этом гражданские активисты подчеркивают, что охрана Конституционных норм должна осуществляться строго в рамках закона, без полицейского произвола. Это мы тоже уже проходили. Сегодня пришли за ними, а завтра придут за тобой.

 

 

You have no rights to post comments

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:

Яндекс.Метрика
http://www.kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы
  • BACK_TOP