Доступ в Архив



Для просмотра архивного материала необходимо зарегистрироваться
Сейчас 87 гостей онлайн

Счетчик просмотров


mod_vvisit_counterСегодня1560
mod_vvisit_counterВчера1576
mod_vvisit_counterНа этой НЕДЕЛЕ9105
mod_vvisit_counterВсего4546907

Пять предложений
№: 31(1296)   
07.09.2018 11:15

Второе открытое обращение академика Оразалы Сабдена

к Президенту РК Н.А. Назарбаеву и народу Казахстана

представленных как ответ самого академика на вопрос первого открытого обращения «Куда мы движемся…»

Будучи весьма озабоченным судьбой моего народа и следуя выражению знаменитого поэта Касыма Аманжолова «Не кому-нибудь, а себе я говорю о своих проблемах», в своем первом открытом обращении я заострил внимание на внутренних проблемах состояния и будущего нашего народа. Теперь позволю себе на поставленные мною вопросы самому дать ответы в виде конкретных предложений.

 

Мы живем в период, когда весь мир переживает особенные и крутые изменения. Это мировой кризис, бесконечные локальные войны, глобальное потепление, потоки беженцев, трагедия 1,3 млрд голодающих людей и другие мировые катаклизмы, глядя на которые невольно задаешься вопросом «Куда мы движемся?». Даже самые развитые страны не в состоянии принять меры по решению этих проблем. А Организация Объединенных Наций, находящаяся в тени влияния США, только прислушивается, принимает во внимание, но, к сожалению, ничего существенного не может предпринять. Короче говоря, мир в целом сейчас переживает трудные времена, и цивилизация не развивается. В свое время я обращался с предложениями к главам государств развитых стран, G7 и G20.

В первом открытом письме я задался вопросом: какие у нашей казахской страны есть достижения, которыми мы можем гордиться? Мы имеем очень серьезные проблемы в социально-экономическом состоянии страны, низкий уровень рождаемости, высокая безработица (особенно на селе), низкая заработная плата, отсутствие свободы слова, подавление прав человека и не выдерживающая критики безопасность человеческой жизни. Эти несуразности особенно ярко проявились, когда в центре Алматы был убит знаменитый спортсмен Денис Тен. Сейчас народ многим недоволен, и недовольство населения не беспочвенно. В стране процветает коррупция. 5 млн. соотечественников задавлены кабальными кредитами. Кредитная неплатежеспособность приводит к лишению квартир по ипотеке или потере бизнеса, в связи с чем в обществе имеют место суициды. Вопрос о предоставлении каждой семье 10 соток земли на жилищное строительство так до конца и не решился, хотя еще великий Абай говорил: «…опираясь на свою энергию, получи отдачу от труда, если будешь трудиться, то и земля даст отдачу и не оставит без ничего» (вольный перевод). К тому же объявленный президентом мораторий на продажу и аренду земли в течение 5 лет тоже законодательно не подкреплен, что порождает у народа неуверенность в завтрашнем дне.

Обесценение тенге, снижение платежеспособности населения приводит к увеличению уровня бедности. Государство просто не выполняет свои обязанности перед народом по социальным проблемам. С увеличением числа законов и постановлений растут и объемы казнокрадства. Это последствия потери связи с народом и его доверия. Если не осознавать серьезность назревших проблем и не принимать заблаговременных мер по изменению ситуации, у нас могут произойти события, имевшие место в соседних странах, ибо, как известно, если из кипящего котла не выпустить своевременно пар, котел может взорваться.  

В этой связи объективно возникают вопросы: «Куда мы идем, Куда нас ведут? По сути мы не знаем, куда движемся, да и кормчие наши не знают». Конечно, всякий может спросить по поводу трудностей и проблем: а какие есть пути выхода из проблем? Вот как раз ответ на данный вопрос с обоснованием всех нюансов и противоречий представляется задачей весьма трудной и сложной. И здесь теперь на вопрос Что делать? я, как специалист, предлагаю свой ответ. Как я понимаю, народ ждет ответа по коренным проблемам, ждет изменений, из чего следует, чтобы вопросы ставились по самым крупным проблемам, чтобы не растекаться по частностям и чтобы не откладывать в долгий ящик. Одним словом, народ ждет радикальных перемен.

Предлагаю пять значимых решений.

Прежде всего в Казахстане необходимо разработать целостную, жизнеспособную, твердо законодательно закрепленную политическую и социально-экономическую систему. Ключевая идея в том, что народ должен жить и работать в той системе, которая законодательно принята и не подлежит коренным изменениям. Власть, которая реализует идеи этой системы, может меняться. По такому алгоритму построено управление обществом в развитых странах. В таком случае фактор субъективности не сработает, а управление станет эффективным. Для формирования каркаса такой системы предлагаю пять предложений.

Первое предложение. Придавая приоритет политической реформе, следует начать с изменений в Конституции РК. В общественной, политической структуре необходимо повысить статус избранного всем народом Казахстана высшего органа власти страны. Имея 4-хкратный опыт избранной профессиональной деятельности депутата Парламента РК, испытав все ее положительные и негативные стороны, приняв за этот период активное участие в становлении независимости республики и ее базовых ценностей, в объективности такого решения я не сомневаюсь и считаю его первоочередным.

Во вторую очередь, настало время перехода к Парламентской Республике. Учитывая унитарность нашего государства, следует перейти к однопалатному парламенту. При этом по составу палата должна состоять на 50% из представителей различных партий и на 50% из представителей местного населения, избранного в округах. При таком раскладе народ может обращаться к конкретным депутатам и ставить конкретные задачи. Если они не оправдают доверия народа, то можно их заменить, сделать ротацию. Доверие народа к правительству будет усиливаться только в том случае, если выборы будут честными. К сожалению, на данный момент этого не происходит.

«Кто придет после президента Нурсултана Абишевича Назарбаева?» - этим вопросом интересуются как в стране, так и в ближнем и дальнем зарубежье. Для исключения кривотолков и политических шараханий нам нужны конкретные предложения и решения по эволюционному изменению системы путем внесения соответствующих изменений в Конституцию, кодексы и законы РК, перекрыв возможности митинговых и революционных решений. Политическая система государства должна быть ясной, стабильной, неизменной, предсказуемой в любых ситуациях (как Конституция США). Тогда и народ поверит и последует за высшим руководством.

Второе предложение. Народ сейчас, находясь в оковах политической, бизнес-элиты и власти, не может действовать и проявить себя. Из этой ситуации есть только один путь выхода – выход путем национального согласия. Именно путем создания заново Государственного национального совета можно определить национальные приоритеты для политического и общественного развития страны, укрепить единство и усилить процесс демократизации. Добавлю, что для решения наболевших внутренних проблем недовольного народа Лидер Нации должен сам быть инициатором и собрать за единым круглым столом выделенных из среды народа мудрых и мыслящих людей, далеких от пустой хвальбы, умеющих открыто высказать свои идеи и способных эффективно делать свое дело. Создание такого совещательно-мыслительного органа становится неотложным и весьма важным решением.

Создание совета станет самым эффективным шагом для обсуждения и определения основных инструментов решения вышеуказанных проблем, для определения новых путей дальнейшего развития страны. Данный Совет должен работать на постоянной основе как Государственный национальный совет. Законодательно закрепленная функция Совета должна заключаться в том, чтобы предлагать рекомендации по изменениям в Конституции РК и изменениям социально-политического и экономического характера. Крайне важным будет, чтобы обо всех вопросах, обсуждаемых на Совете, объявлялось и информировалось население. Значимо также, чтобы эти обсуждения были общедоступными и были отражены в средствах массовой информации. Тогда народ узнает, кто и как дышит и какие мысли у него. Мы, хоть и уважаемая, но маленькая нация, наша цель - сохранить эту страну, ее народ, землю, язык и менталитет, осчастливить будущее поколение, быть свободными от давления любой другой страны, стать цивилизованной, развитой и демократической страной. Тогда народ, убедившийся в этом, мог бы через умеющих выступить уважаемых граждан передать свои мысли и определить пути движения в новые времена.

Государственный национальный совет должен быть сформирован Указом президента в составе, например, 2-х сопредседателей совета, 1-2 человек из каждого региона, 6 человек из 6 разных партий, остальные 50% должны быть общественные деятели, знаменитые личности, которые будут выражать нужды народа. Состав Совета должен быть тщательно рассмотрен и включать представителей от народа. Регламенты и положения Национального совета лучше принять членам совета. Если Национальный совет не будет создан сейчас, то важность его функции все равно в будущем приведет к созданию совета. Потому что Национальный совет будет мостом между народом и правительством.

Третье предложение. Думаю, что на сегодняшний день два важных вопроса важны как для мира, так и для нас. Это понимание того, что для человека важнейшими являются духовные и материальные ценности, в первых из которых заключается смысл жизни, во вторых - рациональное их использование. Осознание того, что они являются взаимосвязанными элементами целостной системы и совместное применение в принятии решений является актуальной проблемой. На наш взгляд, в развитых государствах придают значение только   одной из сторон, материалистической стороне, ставя во главу угла в своем развитии стремление к обогащению, поэтому они сбились с пути цивилизации и отстают в духовности. Одна из причин кризиса и в этом тоже.

Мы же, имея громадное богатство, деградируем от незнания с чего начинать. В начале твердили что, «экономика на первом плане», затем на протяжении многих лет постепенно лишались своей идеологии, отступали в вопросах воспитания, религиозной морали, а теперь вдруг говорим, что важно «духовное возрождение». Так с этого надо было начинать, с гуманизации человеческого мышления, облагораживания внутреннего мира, повышения образования и нравственности, освоении концепции великого Абая «Толык адам» («Совершенный человек»). Казалось, вчера только провозгласили «начинаем политическую реформу», а прошло чуть немного времени и забыли об этом. Провозгласили новый лозунг. На государственном уровне мы начинаем что-то громкое, потом, не завершив его, переходим к новой «программе». Прежнее быстро забывается, хотя истратили на него кучу денег. Например, в 2003 году и 2010-2014 гг. государственные инновационные программы не были завершены и оказались невыполненными. Таких примеров достаточно.

Что касается духовных ценностей, в 2012 году  был направлен Главе государства мой проект с бюджетом 8 миллиардов долларов, со всеми расчетами, по возрождению наших духовных ценностей путем преобразования Туркестана в духовную столицу республики. Тогда от правительства и Министерства культуры получили письмо о том, что туркестанский проект актуальный, требует поддержки,   но из-за дефицита бюджета сложно реализовать. На наш взгляд, на сегодняшний день данный проект не потерял своей значимости, наоборот, в свете преобразований актуализировался. Проект состоит из 6 крупных кластеров: построение духовной столицы - Туркестана в средневековом стиле; Технологический кластер Кентау; Новый сельский кластер; кластер туризма; Инфраструктура, логистика. В проекте было отмечено, что «сформировав Туркестан в качестве духовного мегаполиса международного уровня, тюркский мир сделает духовный прорыв». Теперь представляется целесообразным, чтобы данный проект начал свою реализацию без лишних оговорок, как полноценный проект.

Четвертое предложение. Для прогрессивного развития Казахстана необходимо придать импульс науке и образованию. Без образованного народа и интеллектуального общества всегда будем зависимыми. Только благодаря высокому уровню фундаментальной науки в Советском Союзе Ю.В. Гагарин полетел в космос, но сейчас мы сами низвели эту сильную научную базу до нищенства, подорвали ее во многом еще и из-за слепого бессмысленного копирования и неподготовленного стремления к подражанию университетской науке Запада и принципам его Болонского процесса. На основе непродуманных законов, принятых депутатами, мы упразднили научные советы для защиты кандидатских и докторских диссертаций. Если в развитых странах на развитие науки выделяется 3-4% от ВВП, то у нас в настоящее время в науку вкладывается только 0,14%, что в 20-30 раз ниже. Материально-техническая база науки крайне низкая, и все морально и физически очень устаревшее. А жизнь ученых на самом низком уровне, например, доходы доктора наук равны зарплате охранника крупной компании. По крайней мере, чтобы не отставать, следует выделять науке как минимум 1,5% от ВВП. Очень важно воссоздать Национальную академию наук, основанную великим академиком К. Сатпаевым, как Государственную Национальную академию наук.

Такие академии и диссертационные советы сохранились почти во всех странах СНГ, кроме нас. Иногда бытует мнение, будто наша наука выше, чем у российского государства, к сожалению, это не так ... Необходимо создать отдельное министерство науки. При этом если мы сможем добиться развития высоких технологий вместе с нашими духовными ценностями, тогда мы сможем выйти на новый международный уровень.

Нам жизненно необходимо интенсивно развивать новые технологии, технологические уклады VI-VII поколений: нанобиотехнологию, генную инженерию, космическую технику, искусственный интеллект, роботизацию, телепортацию атомов, солнечную и водородную энергию, магнетизм, информационные и коммуникационные технологии. Пример надо брать с Индии, которая является лидером среди азиатских стран по исследованиям в этом направлении. Особенно необходимо взяться за «критические технологии», где, к сожалению, мы серьезно отстаем. В будущем за эрой цифровизации непременно наступит эпоха гуманизации общества.

Пятое предложение. Все вышеизложенные предложения объединяет и консолидирует самый значимый предлагаемый мной проект - «Проект новой системы пятиспирального государственного управления», с основными идеями которого хочу поделиться. Он состоит из 5 основных элементов эффективного управления государством: государство; бизнес; наука; общество и человеческие потребности; и информационные системы. Для каждого блока разработаны проекты и механизмы, требуется лишь политическая воля и решение к их запуску. Проект этот был представлен мной на международном конгрессе и конференции, на которых я выступил с презентацией его основных положений. Я уверен, если мы будем работать по этим пяти блокам как единый часовой механизм, то мы быстро продвинемся вперед. Сейчас у нас часто говорят про государство и бизнес, про государственно-частное партнерство (ГЧП), но нам сложно оценить деятельность того или иного человека, работает ли он на государственной службе или занимается крупным бизнесом. Народ узнает, чем он занимался и на какой высокой должности ответствовал только тогда, когда его задерживают правоохранительные органы (при возбуждении дела по коррупции, должностному преступлению и т.п.).

В XXI веке мир претерпевает значительные изменения. Мы должны стараться идти в ногу со временем, своевременно осуществлять трансформацию экономики и политики, ставить новые приоритеты и придавать новый импульс развитию страны. Назрело время побуждать на свершения «утихомирившуюся» интеллигенцию, способствовать подъему национального духа народа. «Недозрелость» казахской интеллигенции, недостатки ее гражданской ответственности сказываются и на народных массах и показывают, что народ сегодня еще не готов к коренным переменам.

Народ поддерживает власть только тогда, когда новая кадровая политика, новая политическая и социальная правовая реформа непосредственно влияют на жизнь каждого человека. Поэтому мы должны сначала искать ошибки в себе и в нашей работе. Нация, которая не ищет и не видит свои недостатки, не может добиваться прогресса в своем цивилизованном развитии.

В этот трудный и роковой период настало время каждому человеку, признающему единение понятий «моя Родина, моя земля», и уважающему язык и ментальность Казахстана, проявить свой истинный патриотизм. Еще раз хочу отметить, что мы небольшой народ, и если мы не отстоим собственное достоинство, тогда наша страна будет кормушкой для других.

Мы унаследовали от наших предков великую историю: начиная от саков, гуннов, тюркских каганатов, ханств, и сие означает, что мы являемся благородным народом. Из истории также известно, что, как и Римская империя, Тюркский каганат был одной из шести мировых цивилизаций. Думается, что от этого имперского величия и исторического капитала что-то передалось и сегодняшним потомкам. Давайте на основе этого генетического кода, национального сознания пробудим национальный иммунитет, подумаем о единстве, будущем нашей страны и будем идти к эволюционным изменениям. Это может быть нашим последним шансом.

Конечно, Казахстан - не США, Китай или Россия, которые имеют мощные потенциал, силу, армию и экономику. Мы должны полагаться только на свой человеческий и интеллектуальный капитал, опираться на единство народа, рациональное использование богатств, которые даровали нам природа и унаследовали от наших предков, и стать действительно высокоразвитой демократичной страной.

Уважаемый Глава государства, дорогой мой народ, приглашаю вас внести изменения в пользу будущего страны, для достойной жизни будущих поколений. Я же обязуюсь не покладая рук много работать в этом направлении..

Давайте вместе обсудим предложения, которые были внесены в данном обращении, а я и далее буду представлять свои проекты, которые будут способствовать развитию благосостояния казахского народа.

С уважением,

Президент Союза ученых Казахстана,

Академик, лауреат Государственной премии РК,

4-кратный депутат

Парламента

Республики Казахстан

Оразалы Сэбден

 

You have no rights to post comments

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:

Яндекс.Метрика
http://www.kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы
  • BACK_TOP